Видок(Франция, 2001, режиссёр – Питоф. Саундтрек – Бруно Куле, В ролях: Ж.Депардье и др.)
Когда я впервые посмотрел этот фильм (а было это лет шесть назад), то был сильно потрясён его красотой и яркостью; а позже, спустя несколько просмотров, стали очевидными и многие другие его достоинства. Во-первых, это сюжет – захватывающий, интригующий, закрученный, идеально продуманный, без единой логической нестыковки. Во-вторых, гениальный саундтрек от Бруно Куле – основная тема с виолончелью пробирает до мурашек, с головой погружая в мистическую атмосферу мрачных закоулков Парижа 1830 года (а именно в этом году разворачиваются действия) – со всеми тайнами, пугающей нищетой, ужасающими пороками не знающей чем себя развлечь аристократии и предчуствием надвигающейся революции. В-третьих, своеобразная манера съёмки оператора – это крупные планы с утрированной перспективой или даже отдельные части лиц, что добавляет свою изюминку происходящему. В-четвёртых, с помощью качественной графики и спецэффектов (ни капли не скатившихся в мультяшную пошлятину) перед нами предстают живописнейшие архитектурные пейзажи ХIХ века, нарочито яркие и насыщенные краски природы и небосвода – каждое мгновение фильма любуешься красотой изящно сменяющихся планов. Про отменную игру актёров вообще бессмысленно говорить – один Депардье чего стоит. Ещё одна занимательная особенность фильма: в его основу положен вымысел, однако, например, главный герой – Франсуа Видок – реально существовавшая фигура, самый знаменитый сыщик Франции XIX века. В детстве я читал книгу Колина Уилсона «Мир Криминалистики», там о Видоке довольно развёрнуто изложено. Выходец из бандитских кругов, однако впоследствии ставший сыщиком, он был известен своими нестандартными подходами к расследованиям – любил перевоплощаться, подсаживаясь в камеры к преступникам с целью выудить у них ценную информацию. По утверждениям современников, Видок знал в лицо и помнил по имени несколько тысяч (!) преступников. И вот в фильме вышеупомянутому Видоку поручают новое странное дело: убиты знаменитые общественные деятели Бельмон и Веральди (существовали ли такие на самом деле, мне не удалось выяснить), причём смерть каждого наступила при загадочных обстоятельствах. И Видок идёт по следу загадочного убийцы вместе со своим верным напарником Нимье. Сюжет построен сначала ретроспективно, а потом хронологически. Не стану его пересказывать, но лишь повторюсь, что он очень интересен.
Слово «шедевр», увы, стало таким затасканным и примелькавшимся, что даже как-то и не хочется так обозначать фильм, однако данная картина, на мой взгляд, очень даже заслуживает такого звания, ввиду своей гармоничности, продуманности, профессионализма исполнения и, конечно же, красоты.
Наиближайшей аналогией мне почему-то видится «Сонная лощина» Бартона, хотя там цветовая гамма вовсе не блещет яркими красками, как в «Видоке», и эпоха чуть-чуть другая, но в жанровом плане они очень схожи. Питоф, в общем-то, и не старался вогнать свой фильм в рамки субкультуры, на которую с таким упорством работает Бартон, и я нигде не видел, чтобы «Видока» относили к готическим фильмам. «Видок» пронизан атмосферой чего-то таинственного и приятно пугающего – по данным критериям, вкупе с эстетической красотой и утончённостью, – этот фильм вполне можно относить к готическим. Да, там Собор Парижской Богоматери – жемчужина средневековой готической архитектуры – мелькнул в начале.
Несколько скриншотов из фильма:
Сообщение отредактировал Quetzalcoatl - Aug 7 2008, 11:56
Эскизы прикрепленных изображений