Поскольку тема создавалась не только с целью написания рецензий, пришло время начать рассматривать суть готической культуры. Может не совсем плавно мы к этому подходим, но иначе не получится, ибо доступ к интернету я имею непостоянный, ввиду учёбы и прочих субъективных обстоятельств.
Сразу оговорюсь: всё, что будет написано в дальнейшем, не претендует на абсолютную истину, и не имеет цели искажения чего-либо. История культуры дана предельно сжато – при желании вы можете сами найти информацию, коей в сети уйма. А вот об аспектах субкультуры и некоторых субъективных моих представлениях выскажусь подробнее. Всё нижеследующее является плодами размышлений во время многочасовых прогулок в одиночестве по исторической части Полоцка, посещений храмов и, конечно же, кладбищ; общение с «себе подобными», разумеется, тоже сыграло свою роль…
Атмосфера литературных произведений эпохи Романтизма (которые так и назывались «готические» ещё до зарождения субкультуры) в комплексе с некоторыми другими факторами стала вдохновением для зарождающейся молодёжной субкультуры готов в конце 20-го века. Точкой отсчета истории gothic subculture считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла Bauhaus “Bela Lugosi’s Dead” - по множеству причин эта песня (изначально написанная как шутка) и стала причиной появления gothic субкультуры в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Найдя свой исток в среде пост-панка, субкультура активно разививалась на протяжении восьмидесятых годов и оформилась в разветвлённую, богатую и разнообразную культуру, включающую в себя не только музыкальную составляющую – а изначально именно музыка объединяла молодых людей вокруг нового течения – теперь, помимо классической литературы романтизма Энн Райс, Рэдклифф, Эдгара По, незабвенного Брэма Стокера, Байрона и многих других, ещё подключился кинематограф, имидж, арт. Внутри субкультуры стали образовываться различные направления, связанные с появляющимися новыми стилями готической музыки, появилась даже некая классификация готов, по внешнему виду и музыкальными пристрастиям. Принято считать, что к концу 80-х годов субкультура пришла в упадок. Но такой вывод можно делать на основании внешних проявлений, поскольку субкультура, вопреки тенденциям затухания, замкнулась внутри себя, создав довольно-таки сплочённое сообщество со своим собственным специфическим образом жизни, идеологией и т.д. На протяжении девяностых годов с распространением Интернета интерес к готической субкультуре значительно возрос, в связи с облегчённым способом нахождения единомышленников, а различные фестивали готической музыки в США и странах Европы пользуются неизменно стойкой, но довольно умеренной популярностью и по сегодняшний день. Наверное фактор стабильного интереса является одной из отличительных черт этой субкультуры. В то время как появляются и исчезают различные молодёжные течения и тенденции, субкультура готов остаётся довольно прочной. Разумеется, что люди уходят и приходят новые, но здесь образный показатель «прибытия-убытия» остаётся в каком-то почти загадочном равновесии.
Кто такие готы (не путать с германским племенем, существовавшим в первом тысячелетии нашей эры)? Принято считать, что существует четыре признака, по которым того или иного человека можно отнести к готам, при этом достаточным считается соответствие хотя бы с двумя пунктами, а лучше с тремя. Расположу их по степени важности
1. Готическое мировоззрение. Что это? Помимо стереотипных загонов и депрессии, подобный тип мировоззрения свойственен в какой-то степени для очень многих людей. Можно лишь немного очертить, но не догматически определить мировоззрение гота, потому что, несмотря на схожие моменты, каждый видит мир по-своему. Каким должен быть гот? Какие должны быть приоритеты, какие предпочтения, взгляды, отношение к искусству? В этом плане наиболее ярким образом, который может нам всё это продемонстрировать, является доктор Ганнибал Лектор и знаменитой трилогии «Молчание Ягнят»-«Ганнибал»-«Красный Дракон». Разумеется, исключая страсть к каннибализму и «неготичный» внешний вид, образ мышления этого человека полностью соответствует готическому – это образованность, утончённое чувство прекрасного, полное неприятие лжи и невежества (в Красном Драконе доктор Лектор наказал неумелого флейтиста, который портил звучание оркестра – он его съел), эстетство в трапезе (одно поедание людей чего стоит, но он не просто их ест, а изящно готовит. И даже иногда кормит человечиной своих гостей) и музыкальных произведениях (под классические фортепианные наигрыши в Молчании Ягнят, Ганнибал убивал полицейских, охранявших его), глубочайшие познания в истории искусства (в «Ганнибале» наш доктор работал в одном из музеев Венеции, читая замечательные лекции по искусствоведению). Можно также упомянуть его незаурядные психологические способности, он будто видит каждого человека насквозь (беседы с Клариссой в первой и второй части, с инспектором Грэмом в Красном Драконе); замечательно владеет риторикой, красиво и изящно изъясняется; презирает толпу (что характеризует его как мизантропа) и умеет ценить выдающихся людей. Невежд и хамов умеет очень грамотно «опускать» с безжалостным цинизмом.
Что касается моральных принципов, то они соответствуют оным, озвученным и показанным в культовом фильме «Ворон». Брэндон Ли, снявшийся в главной роли, погиб на съёмках, в буквальном смысле слова отдав жизнь этой роли и этому фильму.
Помимо всего вышеозначенного, следует добавить, что неотъемлемой частью готического мировоззрения является страсть к сверхъестественному, мистицизму, оккультным наукам, тайным обществам – словом, ко всему, что не лежит в плоскости тривиального материалистического мировосприятия.
Специфическое чувство юмора. В основном чёрный или даже граничащий с цинизмом юмор, который зачастую направлен на собратьев по культуре. Но здесь как у негров: негр может в шутку назвать другого негра «нигером», а вот белый далеко не всегда. Надеюсь, аллегория ясна.
Про неприятие стереотипов упоминать бессмысленно – и так понятно. О неприятии стереотипов много говорится, но мало кто в действительности имеет свою точку зрения и поступает в соответствии с ней.
Вообще понимание готической культуры приходит через чувства, ощущения от того, что мы слушаем, читаем, смотрим. Невозможно понять Готику, прочитав сухой трактат о ней, нужно обязательно знакомиться с различными жанрами и видами готического искусства – и тогда постепенно начнёт раскрываться впечатляющая панорама, поражающая настолько, что даже спустя годы, наигравшись в имиджи, человек не перестаёт интересоваться культурой, даже когда он уже обзавёлся семьёй и работой. Если пробрало до глубины души, если готическое искусство вступает в приятный резонанс со внутренним состоянием в течение многих лет, то вполне привычным и нормальным явлением для меня представляется один мой знакомый, которому почти 30. У него семья, обычная работа, друзья, пиво по выходным, водка по праздникам. Но это не мешает ему с почти благоговением рассуждать о замечательных альбомах Лакримозы, в которых, по его словам, он находит недостающую гармонию и красоту, компенсирующую серость повседневной жизни. Тяга к прекрасному у готов тем сильнее, чем сильнее их бьёт жизнь, друзья… В основе этого лежит внутренний конфликт – если у человека обострена тяга к возвышенному и прекрасному, то тем больнее он будет воспринимать неприглядные факты в повседневной жизни. Это своего рода бегство «в прекрасное». Отсюда и состояние грусти, от несоответствия собственной возвышенной натуры и приземлённого, порой отвратительного мира, но всё прячется за маской холода и отрешённости. Внутренний храм, в котором находишь уединение и гармонию, выстраивается с помощью готического искусства.
2. Пункт второй – любовь к готической музыке и искусству. Если человек обладает хотя бы частью черт, описанных выше, то почти наверняка можно говорить о том, что его будет тянуть к готической музыке и исусству. Под этим термином понимаются не только привычные нам готические жанры конца 20 века, ведь готическая музыка появилась гораздо раньше – в 15-19 веках. Под определением готической музыки подразумевается всегда возвышенная, сверх-эмоциональная, утонченно-романтическая, мрачная или холодная (печальная). Так под это определение подходит музыка многих классических композиторов или их отдельные произведения. Примеры? Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, знаменитая Седьмая Симфония советского композитора Шостаковича и многое другое.
И хоть первой готической музыкой (в рамках субкультуры) считается Bauhaus, на мой взгляд, одним из первых готических альбомов вполне можно считать дебютник Black Sabbath 1970 года.
Также к готическому искусству относятся некоторые литературные произведения: уже упомянутая литература эпохи Романтизма, некоторые философские произведения по вопросам экзистенционализма, частично работы Фрейда, декаданс конца 19-начала 20-го века, работы Франца Кафки и ещё многое – список можно долго продолжать, я вовсе не литературовед.
Примерно полтора-два десятка готических фильмов, получивших широкое признание (о них поговорим позже, если хотите), также немаловажны в понимании сути культуры.
Разумеется, готическая архитектура – Кёльнский Собор её хрестоматийный пример; готическая фотография и живопись.
3. Пункт третий, не самый важный, но значительный – готический имидж. Вследствие развития субкультуры, различных «типов» имиджа уже более десяти. Кибер-готы, пост-викторианский стиль (навеян эпохой), андрогин-готы, корпорейт-готы, фейри-готы, фетиш-готы, пост-панк готы, вестерн-готы (стиль, созданный всего одной группой – Fields of the Nephilim) и ещё несколько других разновидностей. Лично для меня разделение по имиждам не имеет значения, поскольку делить-то, в принципе, некого (не относится к, допустим, Москве или Питеру – в России субкультура развита намного лучше, чем у нас). Хорошо, если за неделю встретишь хоть одного мрачного субъекта в чёрном. Тут уж возрадуешься, что таковые вообще есть, и ты не один. С имиджем часто возникают анекдотичные ситуации. Скажу откровенно, у меня нет денег на кожаные одежды из специализированных магазинов, и одеваюсь я довольно просто (см. моё фото в разделе «Наши фотографии»), но даже такой имидж, в лучшем случае, порождает недоразумения, мол, а вы сатанист? К постоянному вниманию привыкаешь, конечно, но иногда разглядывают просто с неприкрытой наглостью, а иногда с ужасом. Но чаще всего в глазах читается лёгкий шок, недоумение, удивление, иногда кокетливая заинтересованность (разумеется, со стороны прекрасного пола). Недавно стою я на остановке, жду автобуса. Рядом стоит мамаша с семилетним ребёнком. Ребёнок с наивной простотой меня разглядывает, мать это замечает и, благоразумно оценив ситуацию, берёт дитя за шкирку и довольно решительно отодвигает его от меня. От греха подальше. Мало ли что.
На прошлой неделе мужик, не вылезая из своего такси, крикнул мне, что я маньяк. Местное быдло прозвало меня «Гарри Поттером» - единственная нашедшаяся ассоциация в их курином мозгу; ещё как-то назвали Бэтменом. Что ж, спасибо и на этом. Но мой имидж не только отталкивает людей, некоторых иногда даже притягивает, потому что помогает легко увидеть в толпе «своих». Получается своего рода фильтрация.
4. Пункт четвёртый – ещё менее важный, но объективно существующий - посещение мест готических тусовок, мест сборов и различных gothic-party. Поскольку таковых в моей местности проводится 1-2 в год, и на них процент готов колеблется в районе статистической погрешности, этот пункт я не имею возможности «выполнить». Подумываю о том, чтобы самому устроить некую darkwave-party, идеи по организации и оформлению имеются.
Небольшая ремарка ко всему вышеизложенному. Недавно копался в немецком словаре и заметил забавную вещь: по-немецки «кладбище» будет Friedhof, а в немецком языке очень часто наблюдается сращение коротких (и не очень) слов для образования новых, так вот если разбить это слово на две составные части - Friedlich Hof – и перевести, то получится, «двор мира» или «двор спокойствия». Вот и ответ на порядком надоевшие вопросы: «Ой, ужас, ну и зачем тебе по кладбищам-то шататься? Чего тебе там надо?». Может только на кладбище можно найти спокойствие и самые веские причины, чтобы жить.
Вот такие размышлизмы. Надеюсь, не утомил. Ау, друзья – ваши комменты в студию!