Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Социология музыки
Форум Dream Theater > Общие вопросы > Общие вопросы
Nauticus
Если кто-нибудь непредвзято ответит на вопрос, что такое социология музыки, он, по-видимому, скажет: познание отношений между слушателями музыки и самой музыкой.

Рассмотрим типы этих самых отношений:

Первый тип - тип эксперта, можно определить через совершенно адекватное слушание. Эксперт - это вполне сознательный слушатель, от внимания которого не ускользает ничто и который в каждый конкретный момент отдает себе отчет в том, что слышит. Спонтанно следуя за течением самой сложной музыки, он все следующие друг за другом моменты - прошлого, настоящего и будущего - соединяет в своем слухе так, что в итоге выкристаллизовывается смысловая связь. Вполне адекватное слушание музыки можно обозначить как структурное слушание. Его горизонт - конкретная музыкальная логика. Эта логика заключена в технике.

Второй тип – тип хорошего слушателя. Хороший слушатель тоже слышит не только отдельные музыкальные детали, он спонтанно образует связи, высказывает обоснованные суждения - судит не только по категориям престижа или произволу вкуса. Но он не осознает - или не вполне осознает - структурных импликаций целого. Он понимает музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, - ничего не зная или зная мало об его грамматике и синтаксисе, - неосознанно владея музыкальной логикой.

Третий тип – образованный слушатель (или потребитель культуры). Он много слушает, при благоприятных условиях просто ненасытно, он хорошо информирован, собирает пластинки. Он уважает музыку как культурное достояние, иногда как нечто такое, что нужно знать для того, чтобы повысить свой вес в обществе: такое отношение простирается от глубокого чувства долга до вульгарного снобизма. Спонтанное, непосредственное отношение к музыке влечет за собой нагромождение различных знаний, особенно биографических сведений и сравнительных достоинств исполнителей, о каковых ведутся многочасовые пустые разговоры. Его отношение к музыке в целом несет в себе нечто фетишистское. Он потребляет в соответствии с общественной оценкой потребляемого товара.

Четвертый тип - тип эмоционального слушателя. Его отношение к музыке не такое неподвижное и стороннее, как у потребителя культуры, но с другой точки зрения он уходит еще дальше от объекта: слушание музыки становится для него по существу средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации, часто источником иррациональности, которая только и позволяет вообще что-то чувствовать человеку, раз и навсегда погруженному в рациональную машину самосохранения. Такой подход не имеет почти ничего общего со структурой услышанного: функция музыки здесь - это по преимуществу функция высвобождения инстинктов. Музыка прослушивается в соответствии с таким закономерным явлением из области физиологии чувств: если ушибить глаз, возникает ощущение света.

Пятый тип - тип развлекающегося слушателя. Развлекательный тип исторически подготовлен типом потребителя культуры благодаря отсутствию у последнего конкретной связи с объектом; музыка для него не смысловое целое, а источник раздражителей. Здесь играют роль элементы эмоционального и спортивного слушания. Но все в целом поглощено и опошлено потребностью в музыке как в комфорте, нужном для того, чтобы рассеяться. Структура такого слушания похожа на структуру курения. Она определяется скорее неприятным ощущением в момент выключения радиоприемника, чем хотя бы самым незначительным чувством удовольствия, когда приемник включен. Если потребитель культуры недовольно морщит нос, услышав легкую музыку, то слушатель, развлекающийся музыкой, напротив, опасается, как бы его самого не поставили слишком высоко. Он находит добродетель в своей посредственности. Он мстит музыкальной культуре за тот грех, который она взяла на себя, изгнав его из сферы своего опыта. Его специфическая манера слушания - рассеянность, несобранность с внезапными вспышками внимательного вслушивания и узнавания.

Эту, адаптированную мной, точку зрения немецкий философ и социолог Теодор Адорно впервые озвучил в 1939 году. Изменилось ли что с тех пор?

(стырил здесь: http://www.u-antona.vrn.ru/forum/showthread.php?t=308977 )
Leagasy
Ответил - образованный слушатель. Не согласен:
1. "Он потребляет в соответствии с общественной оценкой потребляемого товара."
2. и про пустые разговоры.
а так очень похоже на меня.
Pretender
я проголовал за 3 тип, но с его объяснением не совсем согласен. я например уже как то очень быстро определяю что классное, а что фигня.и вкус постепенно сузился за последний год
Sandman
QUOTE(Nauticus @ Aug 2 2008, 15:35)
Он потребляет в соответствии с общественной оценкой потребляемого товара.

Так было в прошлом (в моём случае). Будучи несовсем образованным в музыкальном плане (многочисленные стили, восприятие прог музыки и тд и тп).
Сейчас это тоже происходит, но значительно реже.
Quetzalcoatl
Не знаю за что голосовать - всё так нагромождено и сложно... В общем, я знаю, что я не лох в музыке и кое-что понимаю. Всё.
Nauticus
QUOTE(Quetzalcoatl @ Aug 2 2008, 18:24)
Не знаю за что голосовать - всё так нагромождено и сложно... В общем, я знаю, что я не лох в музыке и кое-что понимаю. Всё. 
[right][snapback]68991[/snapback][/right]

у меня примерно та же самая ситуация. Не знаю, за что голосовать. Вроде где-то 3-й пункт или между 2-м и 3-м пунктом... Возможно, это результат завышенной самоооценки

А кто проголосовал за 2-ой пункт?
Aquatarkus
QUOTE(Nauticus @ Aug 2 2008, 16:35)
до вульгарного снобизма.
[right][snapback]68981[/snapback][/right]


йес!
Belof
Я нескромненько так, а может, и скромно, голоснул за 3-й пункт Хотя вот это определение:

"Его отношение к музыке в целом несет в себе нечто фетишистское. Он потребляет в соответствии с общественной оценкой потребляемого товара."

уж точно не про меня

Может быть, надо было отнести себя ко второму типу, но если я даже не в состоянии отличить Tool от Depeche Mode...
Nauticus
Кстати, следует обратить внимание на то, что эти типы расписаны относительно 1939 года и речь идёт, по большей части, о классической музыке. Никакого рока, метала, электроники и прочего. Ни мп3, ни интернета...
Leagasy
начало рокнрола (если позволите) (РОй Бьюкеннон и другие) однако сааамое начало
Aquatarkus
зато Новоорлеанский джаз уже был.
Quetzalcoatl
QUOTE(Aquatarkus @ Aug 3 2008, 21:20)
зато Новоорлеанский джаз уже был.
[right][snapback]69033[/snapback][/right]


*пипец, о чём это они*
Sandman
QUOTE(Quetzalcoatl @ Aug 3 2008, 21:34)
*пипец, о чём это они* 
[right][snapback]69035[/snapback][/right]

Вульгарный снобизм
Таркус, не в обиду
Aquatarkus
неправда ваша.
это я из глубокого чувства долга сказал.
Nauticus
Только что голоснул за 2-ой
Капялюш
Довольно долго выбирал между вторым и четвёртым. Выбрал всё-таки второе.
Вай.евч.
Можно вопрос? Опрос распространяется на какое то отдельное направление в музыке.
Я считаю, что человек не может сам определить, насколько хорошо он знает музыку. Потому что всю музыку знать и понимать невозможно. Другое дело если в опросе был бы указан отдельный жанр музыки. А так считаю, что опрос составлен немного некорректно.
Nauticus
Опрос распространяется на все жанры, на музыку в целом.

Кстати, в голосовалке отметился (пока что единственный) "эксперт" Ура!
Floyd
Мне кажется я четвертый... Так как, как мне кажется, не склонен погружаться в анализ и делать из него вывод и качестве. С другой стороны, кое чего понимаю и в технике. Где-то между 2 и 4.
Ser-j9
а я пожалуй эксперт
Floyd
Leagasy
Скромно, строго, сердито
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.