Если кто-нибудь непредвзято ответит на вопрос, что такое социология музыки, он, по-видимому, скажет: познание отношений между слушателями музыки и самой музыкой.
Рассмотрим типы этих самых отношений:
Первый тип - тип эксперта, можно определить через совершенно адекватное слушание. Эксперт - это вполне сознательный слушатель, от внимания которого не ускользает ничто и который в каждый конкретный момент отдает себе отчет в том, что слышит. Спонтанно следуя за течением самой сложной музыки, он все следующие друг за другом моменты - прошлого, настоящего и будущего - соединяет в своем слухе так, что в итоге выкристаллизовывается смысловая связь. Вполне адекватное слушание музыки можно обозначить как структурное слушание. Его горизонт - конкретная музыкальная логика. Эта логика заключена в технике.
Второй тип – тип хорошего слушателя. Хороший слушатель тоже слышит не только отдельные музыкальные детали, он спонтанно образует связи, высказывает обоснованные суждения - судит не только по категориям престижа или произволу вкуса. Но он не осознает - или не вполне осознает - структурных импликаций целого. Он понимает музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык, - ничего не зная или зная мало об его грамматике и синтаксисе, - неосознанно владея музыкальной логикой.
Третий тип – образованный слушатель (или потребитель культуры). Он много слушает, при благоприятных условиях просто ненасытно, он хорошо информирован, собирает пластинки. Он уважает музыку как культурное достояние, иногда как нечто такое, что нужно знать для того, чтобы повысить свой вес в обществе: такое отношение простирается от глубокого чувства долга до вульгарного снобизма. Спонтанное, непосредственное отношение к музыке влечет за собой нагромождение различных знаний, особенно биографических сведений и сравнительных достоинств исполнителей, о каковых ведутся многочасовые пустые разговоры. Его отношение к музыке в целом несет в себе нечто фетишистское. Он потребляет в соответствии с общественной оценкой потребляемого товара.
Четвертый тип - тип эмоционального слушателя. Его отношение к музыке не такое неподвижное и стороннее, как у потребителя культуры, но с другой точки зрения он уходит еще дальше от объекта: слушание музыки становится для него по существу средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации, часто источником иррациональности, которая только и позволяет вообще что-то чувствовать человеку, раз и навсегда погруженному в рациональную машину самосохранения. Такой подход не имеет почти ничего общего со структурой услышанного: функция музыки здесь - это по преимуществу функция высвобождения инстинктов. Музыка прослушивается в соответствии с таким закономерным явлением из области физиологии чувств: если ушибить глаз, возникает ощущение света.
Пятый тип - тип развлекающегося слушателя. Развлекательный тип исторически подготовлен типом потребителя культуры благодаря отсутствию у последнего конкретной связи с объектом; музыка для него не смысловое целое, а источник раздражителей. Здесь играют роль элементы эмоционального и спортивного слушания. Но все в целом поглощено и опошлено потребностью в музыке как в комфорте, нужном для того, чтобы рассеяться. Структура такого слушания похожа на структуру курения. Она определяется скорее неприятным ощущением в момент выключения радиоприемника, чем хотя бы самым незначительным чувством удовольствия, когда приемник включен. Если потребитель культуры недовольно морщит нос, услышав легкую музыку, то слушатель, развлекающийся музыкой, напротив, опасается, как бы его самого не поставили слишком высоко. Он находит добродетель в своей посредственности. Он мстит музыкальной культуре за тот грех, который она взяла на себя, изгнав его из сферы своего опыта. Его специфическая манера слушания - рассеянность, несобранность с внезапными вспышками внимательного вслушивания и узнавания.
Эту, адаптированную мной, точку зрения немецкий философ и социолог Теодор Адорно впервые озвучил в 1939 году. Изменилось ли что с тех пор?
(стырил здесь: http://www.u-antona.vrn.ru/forum/showthread.php?t=308977 )