Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: "Как стать звездой"
Форум Dream Theater > Форумы для музыкантов > Вокалистам
Jesus
2Vandroiy
Топ создан, ну а теперь дело за тобой, как обещал.

Заранее спасибо "Брат по оружию".
Vandroiy
Начну со статей.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (часть 1)
Отвечает Сет Риггс, преподаватель техники пения в речевой позиции (Seth Riggs, США).
Часто задаваемые вопросы студентов:
В этом разделе автор ответит на те вопросы, которые чаще всего возникают
у его учеников во время индивидуальных занятий, семинаров и мастер-классов,
посвященных проблемам вокальной техники.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Как вы можете определить процесс пения?
С художественной точки зрения, пение - это музыкальное использование
вашего голоса, при помощи которого вы передаете аудитории свои идеи
и эмоции. Технически же это не что иное, как растянутая речь, только в
большем динамическом и звуковысотном диапазонах.
В чем секрет хорошего пения?
Способность постоянно поддерживать звукоизвлечение в речевой позиции
позволит вам держать различные регистры вашего диапазона в соеди-
ненном состоянии. Петь это не то же самое что разговаривать, однако
при звукоизвлечении вам необходимо поддерживать такую же удобную,
простую позицию, которую вы поддерживаете при разговоре так, чтобы
вам не приходилось "вытягивать" верхние ноты и "выдавливать" нижние.
Действительно ли петь так просто?
Да. В этом нет никакой тайны. Понять это легко, но для того, чтобы на-
учиться все делать правильно, вам потребуется некоторое время и оп-
ределенное терпение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛОСОВ
Как вы классифицируете голос певца?
Я этого не делаю! По крайней мере так, как это принято. Неверно клас-
сифицировать голос певца до того, как вы определили его реальные воз-
можности. Слишком часто диапазон певца является единственным ре-
шающим фактором при отнесении его к какой-либо категории. Однако
самым важным фактором является исходное качество голоса. Если при
разговоре ваш голос звучит чисто и не напряженно, то ваш вокальный
голос должен базироваться на качестве такого разговорного голоса.
РАБОТА НАД ЗВУКОМ
Как вы можете определить качество звука, которым должен
обладать певческий голос?
Я не стал бы этого делать. Качество звука определяется индивидуальной
анатомией певца или певицы, а не является предопределенным идеалом.
Оно должно определяться сочетанием верхних, средних и нижних резо-
нансных составляющих, которое является результатом стабильного и
расслабленного состояния гортани певца.
Что вы можете сказать о дыхании? Может ли коррекция дыхания
оказать заметное влияние на способность давать хороший звук?
Конечно. Однако важность дыхания во время пения довольно длительное
время слишком преувеличивалась. Правильное дыхание является
побочным продуктом правильной техники пения. Не следует специально
заниматься дыханием. Если вы приведете свою гортань в такое состояние,
в котором она не будет двигаться, и внешние мышцы будут расслаблены,
то косвенно вы получите и соответствующую дыхательную поддержку
вашего звука. Если вы будете петь в речевой позиции, то все, включая
регулировку количества воздуха, необходимого для движения ваших
связок, будет происходить автоматически.
Мой педагог говорит, что во время пения мне следует утрировать
артикуляцию. Якобы это сделает звук более чистым. Что выдумаете
по этому поводу?
Многие певцы считают, что причиной "грязного" звука является непра-
вильная артикуляция. Поэтому они изменяют или утрируют ее. Однако,
если вы утрируете артикуляцию из-за того, что ваш звук кажется вам
"грязным", вы в результате улучшаете артикуляцию, но звук остается по-
прежнему грязным. Если вы поддерживаете звукоизвлечение в речевой
позиции, вам нет необходимости утрировать вашу артикуляцию.
Может ли помочь работе над звуком использование образов?
Вокальные образы не всегда оказываются полезными. Одни и те же образы
могут вызвать позитивную мускульную реакцию у одного человека и от-
рицательную у другого. Я предпочитаю использовать упражнения, име-
ющие конкретный причинно-следственный эффект и дающие желаемый
результат, а не полагаться на чей-то субъективный опыт.
Может ли "мычание" сыграть положительную роль в работе над
звуком?
Это зависит от того, как вы это делаете. При правильном использовании
этот прием может помочь избавиться от некоторых механизмов звуко-
извлечения, которые певцы считают обязательными для получения своего
звука. Кстати, мы используем этот прием в некоторых из наших упраж-
нений.
Буду ли я лучше слышать свой голос, если прикрою ухо ладонью?
Нет. Это не дает вам точного представления о вашем звуке. Вы будете
слышать только вибрации, происходящие в вашей голове.
Существует ли разница между "проекцией" и криком?
Проекция - это акустический феномен, возникающий тогда, когда вы
извлекаете свой звук, сохраняя эффективный баланс между воздухом и
мышцами. Крик же подразумевает выброс воздуха, который может
"сорвать" ваш голос.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИКРОФОНОВ
Почему мне приходится так беспокоиться о качестве своего звука
при работе с микрофоном?
Электронное усиление и изменение вашего голоса занимает важное место
в индустриях связи и развлечений, но они никогда не смогут заменить
здорового и эффективного голосового звукоизвлечения.
ПЕНИЕ В РАЗНЫХ СТИЛЯХ
Нужно ли менять способ звукоизвлечения при работе в разных
стилях?
Ни в коем случае! Большинство отличий в стилях пения уже заключены
в самой музыке, в тех ее элементах, которые популярны в данное время
и в данном месте. Когда вы приспосабливаете свой голос к конкретным
звуковым "штампам", вы рискуете нарушить процесс звукоизвлечения в
речевой позиции, что очень опасно для вашего голоса. Однако ваш голос
может быть "окрашен вашими мыслями". Когда вы думаете о том, что по-
ете, то можете немного изменять результат, но не основу звукоизвле-
чения.
ПЕНИЕ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Нужно ли менять способ звукоизвлечения при пении на открытом
воздухе?
Наверное нет. Для управления процессом звукоизвлечения певцы всегда
должны использовать свои резонансные ощущения. В этом смысле они
должны обладать уверенностью в своей способности петь в любых
условиях.
ВЫБОР ПЕДАГОГА
Как нужно подбирать себе учителя пения?
Прежде всего, вы должны определить, является ли данный педагог препо-
давателем техники пения (который учит, как петь), или же он является
тренером по вокалу (который учит, что петь). Первый из этих двух типов
является наиболее предпочтительным, потому что, не обладая техникой
свободного и чистого пения во всем своем диапазоне, вы сможете рабо-
тать только над очень ограниченным количеством вокального материала.
Новичку очень трудно найти хорошего преподавателя техники пения.
Большинство так называемых преподавателей вокала, являются на самом
деле "поводырями" вашего голоса. Пока вы поете, они без устали лупят
по клавишам. Такие занятия научат вас только петь в унисон с фортепиано,
и помогут запомнить ноты песен.
Далее, если метод преподавателя заключается в использовании таких
тезисов, как "пойте диафрагмой" или "откройте рот пошире", знайте, что
вы опять оказались не в той компании. Если в течение нескольких недель
вы не почувствовали улучшения в звукоизвлечении, и не расширили свой
диапазон хотя бы до легко достижимых границ, вам следует побыстрее
найти другого преподавателя!
Многие педагоги передают по наследству своим ученикам те же про-
блемы, которые убили их карьеру и заставили заниматься преподаванием.
Прежде чем заниматься с педагогом, попросите его продемонстрировать
его собственные возможности - особенно умение преодолеть переходные
участки их диапазона. Прослушайте своего учителя!
Есть ли еще какие-нибудь критерии, которые следует принять во
внимание при выборе преподавателя?
Да. Старайтесь попасть к тому преподавателю, который работает как с
мужчинами, так и с женщинами. Если педагог хорошо владеет техникой
вокала, то он/она может работать с учениками любого пола и возраста
Будьте осторожны с теми учителями, которые заставляют вас петь так
как они, или так, как по их мнению вы должны петь. Преподаватель вокала
только должен попытаться дать вам вокальную свободу, которая поможет
проявиться уникальному характеру вашего голоса.
Должен ли преподаватель вокала уметь играть на фортепиано?
Конечно неплохо, когда педагог владеет фортепиано, но только не в ущерб
основательному знанию техники вокала. По крайней мере, он должен знать
как играть все гаммы и упражнения, которые используются при работе с
голосом. Однако, будьте осторожны с тем учителем, который заменяет
знание вокала "треньканьем" по клавишам. Каждый может попросить вас
спеть ноту, однако не многие преподаватели могут показать вам, как это
нужно сделать. К несчастью, владение навыками игры на фортепиано часто
в глазах студентов равнозначно основательному знанию техники вокала
которого у этого педагога как раз и нет. Разучивание песен не заменит
вам занятий техникой пения.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОЛОСА СТУДЕНТА
После нескольких лет занятий, многие певцы сталкиваются еще с
большими проблемами. Почему это происходит?
В старших классах, колледжах, а также в частных вокальных студиях учителя
часто эксплуатируют таланты своих учеников. Ничему их как следует не
уча, они пользуются природным даром своих подопечных. И, как вы уже
заметили, не все студенты благополучно усваивают такие "уроки". Часто
после урока пения студенты, не справившиеся с требованиями учителя
начинают считать себя бездарными. На самом деле учитель не понимает,
что он делает, а если он что-то и может, то он не в состоянии передать
свое знание студентам.
НАУКА О ГОЛОСЕ
Что вы можете сказать о преподавателях, которые утверждают,
что они учат петь в соответствии с «научными» методами.
Многие преподаватели в недавнем прошлом стали жертвой так назы-
ваемой "науки о голосе". Когда что-то ассоциируется со словом наука,
это автоматически приобретает ауру истины. Такая ситуация очень привле-
кательна как для преподавателей, так и для студентов, которые с радостью
хватаются за все, что дает им надежду разобраться в какой-нибудь очень
сложной проблеме.
Естественно ваш голос работает в соответствии с научными прин-
ципами. Но эти принципы могут нарушаться теми, кто не умеет ими поль-
зоваться, Авторитетные адепты "науки о голосе" многие годы пытались
использовать научные открытия применительно к вокальной технике. Они
провели некоторые замечательные наблюдения за голосом во время
пения. Но это всего навсего - наблюдения.
Наука тем не менее, это не только знание, полученное в результате
наблюдений, но и практические результаты, полученные на основе этих
знаний. Что касается пения, то такие практические результаты могут быть
получены только при помощи специальных упражнений, развивающих
вокальную координацию, при которой появляется возможность зву-
коизвлечения в речевой позиции. Самый знаменитый представитель науки
о голосе" из тех, кого я знал, даже не мог петь головным голосом, а в
той части его диапазона, в которой он мог петь, все звучало мрачно, утроб-
но и сухо.
В чем же суть "научного" метода?
На самом деле их несколько. Однако их объединяют способы управления
мышцами, находящимися внутри и снаружи гортани при помощи команд
типа "откройте рот", "опустите язык" и т.д. Некоторые из них подразу-
мевают приведение гортани в нужное положение при помощи рук, что
очень опасно, потому что постепенно может нанести вред вашему ор-
ганизму.?
Должны ли певцы во время пения открывать рот и опускать язык?
Да, но такая вокальная поза является результатом владения хорошей
техникой, но не ее причиной. Приспосабливая голос под какую-либо позу,
вы создаете напряжение, ограничивающее свободу движения связок,
нарушающее баланс звука и заставляющее слова звучать неестественно,
Но, есть несколько певцов, которые занимались по этим методам.
Почему же их голоса звучат хорошо?
Очень трудно определить, была ли у певца естественная склонность к
хорошей технике до того, как он начал заниматься с преподавателем.
Многие преподаватели сделали себе имя на успешной карьере одного
или двух своих студентов. Другие ученики приходят к ним именно потому,
что им нравится, как поют их знаменитые подопечные. Однако они не
знают, что эти знаменитости хорошо пели бы и без помощи этих пре-
подавателей.
АРТИСТЫ В РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Наверное, лучше заниматься у того, кто имел успешную
артистическую карьеру?
Не обязательно. Многие люди, как впрочем, и многие учебные заведения
ошибочно считают, что "звезды" обладают уникальной способностью учить
других петь. Чаще всего учебный курс "звезд" состоит из описания его
(или ее) вокальных возможностей. Это смертельно для певца обладающего
меньшими вокальными данными, и очень вредно, для более одаренного
певца. "Звезды" могут помочь при изучении репертуара или сценического
искусства, но пока они не научатся работать с голосами своих студентов
их помощи следует избегать. Не важно, какой ученой степенью обладает
преподаватель, или насколько успешна была его артистическая карьера.
Он должен знать, как научить каждого студента петь во всем его диапазоне
в слитной, легкой манере, без срывов и внезапных изменений качества
звука - то есть в речевой позиции.
ПЕНИЕ В ХОРЕ
Отличаются ли вокальная техника пения в хоре, от сольной техники
пения.
Нет. Техника используется одна и та же, поете вы соло или в группе. Од-
нако, руководители хоров иногда просят вас изменить ваш звук (поменять
способ пения), чтобы он лучше сливался с другими голосами группы. Это
не повредит тем певцам, которые основательно владеют вокальной тех-
никой, но для большинства (тех, кто не владеет) это может быть небезо-
пасно. Вы выполните требование - но какой ценой? Певец никогда не
должен идти на компромисс с правильной техникой пения в речевой
позиции.
Может ли певец сделать так, чтобы его голос хорошо сливался с
другими голосами группы, но при этом использовать правильную
технику.
Чтобы хорошо взаимодействовать с другими певцами, вы должны вручить
рычаги управления вашим голосом руководителю хора, но только те,
которые регулируют динамику (в разумных пределах), дикцию и фра-
зировку. То есть каждый из вас должен петь с одинаковой громкостью,
одинаково произносить слова, и вместе начинать их и заканчивать. Не
следует пытаться сделать звук "ярче" или "мрачнее". Певцы должны под-
держивать чистый звук с нормальной речевой глубиной.
Изменяться должна не техника пения, а степень индивидуальной
вокальной выразительности. Если вы хотите иметь хороший ансамбль,
никто из певцов не должен выделяться. Если певец выделяется, то это
разрушает саму концепцию "ансамбля".
Что вы можете сказать по поводу управления вибрато?
Какое интересное словосочетание! Управление подразумевает то, что вы
хотите управлять или манипулировать своим голосом так, чтобы он что-
то делал. Это очень опасно. Невозможно, чтобы большая группа певцов
за одно и то же время давала одно и то же количество колебании. Так же
очень опасно пытаться убрать вибрато, то есть петь прямым «плоским»
голосом. При этом ваши связки очень сильно напрягаются. Руководители
хоров не должны этого требовать. Расслабленное вибрато должно всегда
присутствовать, если нота звучит достаточно долго для того, чтобы это
вибрато появилось. Это естественная функция свободного голоса.
Вы говорите, что пение в хоре может быть опасным для сильного голоса.
Да, если руководитель хора не осторожен. Многие хоровые певцы имеют
тенденцию зажимать ноты в грудном голосе, и не переходят в головной
при пении более высоких нот. Это смертельно для сольного голоса.
Нужно ли хоровому певцу работать над развитием своего огра-
ниченного диапазона?
Да. Хоровая музыка обычно пишется так, что каждая вокальная партия
имеет ограниченный диапазон. Басы никогда не поют выше D или Е,
которые располагаются как раз на самой вершине их грудного регистра.
То же самое происходит с тенорами, которые редко заходят выше А или
А#. Поэтому они легко поют в верхней части этого диапазона. Им не
приходится петь в основном переходном участке, который для мужского
голоса начинается где-то около нот D или Е.
А как насчет женских голосов?
Это справедливо и для женщин. Редко когда в хоровой музыке сопрано
поет выше А или А#. Но как раз здесь начинается критический переходный
участок этого голоса, где он испытывает своего рода искажения. Вы мо-
жете называть расположенный выше него участок "супер-головным" голо-
сом. У вас есть грудной регистр, средний регистр (который находится в
голове, но называется средним). У вас есть головной голос, и, наконец,
"супер-головной", который появляется в районе А#. Вам нужно готовить
его заранее, соблюдая баланс в вашем голосе до этой самой точки так
как вы делаете при подходе к другим переходным участкам вашего ди-
апазона. Если вы поете в хоре и доходите только до А или A#, то я гаран-
тирую вам, что соло вы не сможете спеть верхнее С, D или D#.
Итак, эта проблема стоит перед всеми голосами?
Да. Певец должен быть в состоянии достаточно хорошо слышать свой
собственный голос, чтобы соблюдать баланс при преодолении своих
переходных участков. Певец, поющий соло, может слышать себя, но певец,
поющий в группе, находит это практически невозможным. Чтобы услышать
себя он начинает петь все громче и громче. При этом включаются его
внешние мышцы, которые препятствуют разработке участка диапазона,
соответствующего его головному голосу. Певцов с широким диапазоном
не должно быть так мало, как сейчас. Осторожное пение просто не дает
им возможности разработать верхнюю часть их диапазона.
Полезно ли хоровое или ансамблевое пение для сольного певца.
Это полезно для развития общей музыкальности. Я имею в виду пение
под руководством дирижера, чтение с листа и развитие слуха. Вы можете
освоить это, будучи инструменталистом, а потом перенести эти знания на
пение. Кроме развития музыкальности, вряд ли что-то еще может оказаться
полезным, если конечно дирижер не знает свое дело с точки зрения
техники пения.
РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРА, КАК УЧИТЕЛЬ ПЕНИЯ
Почему среди руководителей хоров все реже встречаются хорошие
преподаватели вокала?
Во всем виновата система их подготовки. Когда вы идете учиться на ру-
ководителя хора, вас учат самые неважные преподаватели вокала. Даже
если у вас хороший голос, педагоги решат, что вам не нужно петь соло.
Во время работы руководители хоров встречаются с сотнями певцов.
Кроме того, они дают дополнительные уроки пения. Неизбежно они при-
подают ту же ущербную технику пения, которой учились сами. Они поль-
зуются командами типа «управляйте звуком» или «пойте диафрагмой», не
понимая того, что на самом деле это означает.
ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА И ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Почему в школе так негативно относятся к популярной музыке?
Одна из причин, по которой при упоминании о популярной музыке в
некоторых учебных заведениях хмурят брови, заключается в том что
многие популярные певцы никогда не учились. Но это совсем не значит,
что их музыка плоха. Наоборот, во многих случаях она замечательная.
Конечно, не вся она хороша, как впрочем, и любая музыка, написанная в
определенном стиле, не является одинаково безупречной. Просто у
традиционных стилей было больше времени, чтобы избавиться от не-
удачного материала.
Другой редко упоминаемой причиной невнимания к популярной музыке
является тот факт, что большинство преподавателей просто не владеют
ей. Хотя основы вокальной техники одинаковы для всех стилей, предъяв-
ляемые популярной музыкой стилистические требования находятся за
рамками их профессионального преподавательского кругозора. Интер-
претация популярной музыки является субъективным фактором, и не
существует критериев, по которым можно было бы быстро оценить
исполнение песни в этом стиле. Качество звука и фразировка опреде-
ляются самим певцом. Часто преподаватель избегает демонстрации
собственной некомпетентности в этой сфере, и говорит студенту, что он
сначала должен научиться петь "правильно", а затем уже делать то, что
ему захочется. При этом он сделает ударение на том, что любое пение,
не являющееся оперным, является проституированием вокального ис-
кусства. Их обычная методология - накачивание студентов требованиями
к дикции, дыханию, окраске звука, позе и т.д. - применима только в рамках
"классики", и никак не подходит к таким популярным стилям как кантри,
рок, джаз, блюз и госпел.
Чему же они тогда учат, если не знают таких вещей?
Технике пения! Только технике пения. Преподаватели не должны под-
менять обучение основам вокальной техники периферическими аспектами
интерпретации стилей. Это совершенно разные вещи. Вокал в стиле поп
работает на разговорном уровне. Опера и другие традиционные формы
и стили не всегда характеризуются этим же самым признаком, но и здесь
вы должны уметь переходить к головному голосу, не покидая речевой
позиции. Многие студенты и преподаватели, поющие оперу, строят идею
современного звука на основе концепции форсированного звука, которая
опасна для здоровья и долголетия вашего голоса. Интересно, что лучшие
оперные певцы (прошлого и настоящего) поют в ясной, речевой манере,
которая позволяет вам различать их слова во всем диапазоне. Этот идеал
является критерием хорошего пения в любом стиле.
ВЫБОР МУЗЫКИ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ
Когда певец начинает впервые работать над техникой пения, какой
материал ему следует петь?
Вам необходимо избегать материала, в котором предъявляются большие
требования к динамическому диапазону. Выбирайте более мелодичные
песни, в которых отсутствует "острота" и драматичная динамика. Как я
уже говорил, исполнение песен не имеет отношение к работе над во-
кальной техникой. Если учитель уговаривает вас "спеть" или дает вам
рекомендации по тому, как интерпретировать то, что вы поете, это не
значит, что вы изучаете технику пения. Стиль и интерпретация не могут
заменить вокальную технику. Без нее они просто бесполезны.
ПЕНИЕ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
Нужно ли начинающим певцам петь на иностранных языках?
Я считаю, что пение на иностранных языках дает певцу больше воз-
можностей петь не правильно. Лучший способ определить - правильно
ли поет певец - это услышать поет ли он чисто и естественно. Лишь не-
многие в состоянии определить, правильно ли что-то поется на иностран-
ном языке. Не следует пытаться петь на чужом языке до тех пор, пока вы
не научитесь петь на родном.
Почему же тогда в школах заставляют петь так много песен на
иностранных языках?
По той причине, что преподаватели колледжей и университетов создают
сами себе работу, организовывая прослушивания и концерты с исполь-
зованием той вокальной литературы, по которой они учились сами. Их
студентов одобряют родители, а преподавателей одобряет администрация
школы, так что ни от кого не требуется разучивать что-то, что позволило
бы ему выйти на улицу и заработать доллар. Со школьным песенным
репертуаром вне школы вы ничего не заработаете. Это никому не нужно,
потому что даже если и разберут слова, то они вряд ли кого-то заин-
тересуют. В этом случае стиль или идиома часто препятствуют пониманию
текста.
Это единственная причина?
Нет. В колледжах и университетах существуют стандарты для пос-
тупающих. Чтобы поступить, вы должны знать на память большое
количество французской, немецкой или итальянской музыкальной
литературы.
Почему?
Мы живем под влиянием художественных форм, пришедших к нам из
Западной Европы. Поэтому считается, что если вы не можете петь эти
музыкальные формы на языке оригинала, вы не достойны изучать
вокальное искусство. Это поистине удивительная ситуация.
Что следует предпринять, чтобы изменить эту ситуацию?
Преподавателям нужно перестать прятаться в башнях из слоновой кости,
и вести себя так, как будто ничего кроме оперы, ничего кроме мюзикла,
или ничего кроме поп-музыки в мире не существует. Учитель пения должен
заставить своих учеников петь в расслабленной, свободной манере во
всем своем диапазоне - и петь все, что угодно! Студентам нужно давать
репертуар по всем направлениям вокального искусства, как традиционным
так и популярным.
Перевод с английского

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (часть 2)
Отвечает Сет Риггс, преподаватель техники пения в речевой позиции (Seth Riggs, США).
Часто задаваемые вопросы студентов: 

В этом разделе автор ответит на те вопросы, которые чаще всего возникают
у его учеников во время индивидуальных занятий, семинаров и мастер-классов,
посвященных проблемам вокальной техники.
 
 
 
ЗАНЯТИЯ
 
Как скоро при занятиях по вашей учебной программе я смогу легко
петь высокие ноты?
Немедленно, как только при использовании нашей методики вы избавитесь
от напряжения при звукоизвлечении в любой части вашего диапазона.
Вы должны быстро добраться до границ своего диапазона, чтобы не
"застрять" на каком-нибудь его участке.
 
Некоторые преподаватели говорят, что прежде чем расширять
диапазон вверх или вниз, сначала нужно поработать над его средней
частью.
Это очень популярная, но и очень вредная философия. Пение в средней
части вашего диапазона приковывает вас к вашему грудному голосу, не
давая представления о том, как происходит переход к головному голосу.
Вы должны выявить "участок срыва" (наиболее критичный переходный
участок вашего диапазона). Затем, установив, что он существует, вы
должны сделать так, чтобы он исчез. Концепция работы в первую очередь
над средней частью диапазона - это полная чушь. При нашей технике пе-
ния в речевой позиции не может быть неуправляемого давления ни в
верхней, ни в нижней части диапазона. Все звуки извлекаются легко, и
вы должны помнить об этом с самых первых занятий.
 
Какой уровень динамики вы рекомендуете для занятий?
Вы должны петь не громче mezzo forte. Не забывайте о том, зачем вы
делаете упражнения. Вы делаете их для того, чтобы установить правильный
баланс между выдыхаемым воздухом и вашими голосовыми связками
позволяющий вам петь в речевой позиции, и чтобы приучить вашу мы-
шеечную систему к этому балансу. При увеличении громкости, вы должны
петь так громко, как сможете, сохраняя баланс и нормальное вибрато.
Интенсивность или громкость звука придет тогда, когда мышечная коор-
динация позволит свободно извлекать звук.
 
Ваши упражнения не слишком отличаются от вокальных упраж-
нений которые встречаются в других книгах. Как вы это объясните?
А кто поручится за то, что вы делаете эти другие упражнения правильно
сбалансированным голосом? Если бы сбалансировать голос можно было
при помощи одних гамм, тогда вам не потребовался бы преподаватель.
Пели бы целый день одни гаммы и все.
Важно не то, что вы поете в упражнении, а как вы поете. Упражнение
должно помочь вам связать ваш голос во всем диапазоне, чтобы
преодолеть переходные участки. Соблюдая баланс в голосе, можно петь
практически любые упражнения.
Упражнения, в которых от вас требуется петь одни гласные, прежде
чем вы обрели координацию, чтобы петь их правильно, не смогут заставить
вашу гортань работать независимо от внешних мышц. Как только с какой-
то из нот возникает проблема, ваша мышечная система активизируется,
в попытке вытянуть эту ноту и исправить ее.
Конечно, таким образом, вы временно сможете добиться желаемого,
однако при этом вы только закрепляете вредные навыки, которые приводят
голос в напряженное состояние. Это не работа с голосом. Прежде
чем начать петь одни гласные, ваша гортань должна получить неза-
висимость от внешних мышц. В противном случае при пении высоких нот
эти мышцы будут напрягаться.
 
Следует ли делать упражнения на беглость?
Только после того, как сможете сбалансировать ваш звук. Нет ничего
хорошего в том, чтобы просто очень быстро пропевать упражнения. Не
следует делать упражнения быстро до тех пор, пока вы не будете в сос-
тоянии ясно петь каждую ноту в речевой позиции в умеренном темпе.
Иначе вы будете только слегка касаться нот, так что они не будут даже
различимы.
 
Сколько мне нужно заниматься?
Вы должны заниматься ровно столько, сколько вы выступаете, или даже
дольше. Правда это не одно и тоже. Выступление - это концентрация
ваших вокальных способностей, направленная на решение ваших
художественных задач по передаче слушателю ваших идеи и эмоции.
Регулярные занятия вокалом поддерживают ваш голос в эффективном
состоянии, так что любое отклонение от правильной техники легко
обнаруживается и сразу исправляется.
 
Когда не следует заниматься вокалом?
Тогда, когда вы простужены, утомлены и т.д., в общем когда что-то может
помешать вам правильно оценить ваши физические ощущения, с помощью
которых вы координируете ваш голос.
 
Как часто нужно брать уроки?
Это зависит от ваших способностей, и от той музыки, которую вы соби-
раетесь петь. Например, профессиональный оперный певец должен за-
ниматься с преподавателем один или два раза в неделю. Для начи-
нающего, или для того, кто впервые стал осваивать правильную технику,
требуется минимум два занятия в неделю. Такой график нужно сохранять
до тех пор, пока студент не освоит основы новой техники. Правда в за-
висимости от преподавателя и студента, количество занятий может быть
сокращено до одного или двух в неделю,
Преподаватель не должен ежедневно вести вас "на поводке", если
конечно, вы не столкнулись с проблемой, которую нужно решить немед-
ленно. Желательно, чтобы у вас было время на то, чтобы не только
совершать ошибки, но и на то, чтобы затем самостоятельно их исправлять.
В результате вы сможете обрести независимость от педагога. Вы должны
регулярно заниматься с преподавателем до тех пор, пока не сможете
пользоваться собственной техникой в своих целях. После этого вам
понадобятся только нечастые проверки. Одна пара ушей хорошо, а две -
лучше.
 
ПЕНИЕ НА РЕПЕТИЦИЯХ
 
Отличается ли пение на репетиции от пения во время выступления?
Да, особенно при разучивании нового материала. На репетициях все умные
певцы берегут свой голос для того, чтобы сохранять его в расслабленном
состоянии в потенциально стрессовой ситуации. Репетиции по своей
природе - это очень сложный процесс. При разучивании нот вам при-
ходится останавливаться и вновь начинать, контролировать высоту звука,
работать над его окраской и многое другое. При этом очень легко
вернуться к старым привычкам. Поэтому вы должны делать то, что обычно
называют "пропеванием контура мелодии". Вам следует петь негромко,
иногда даже опускать высокие ноты на октаву вниз, пока все не выучите,
и не поймете, что от вас требуется. Когда вы будете знать, что нужно
делать вашему голосу, ваша мышечная система при помощи правильной
техники будет только помогать вам петь нужные ноты.
 
ВОКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
 
Что вы думаете о вокальных конкурсах?
Конкурсы являются хорошей школой, они дают певцу престиж, внимание,
а иногда и первый контракт. Хотя многие из лучших певцов мира никогда
не выигрывали никаких конкурсов.
Для жюри главным критерием являются децибелы (громкость), а не
сбалансированная вокальная техника. Поэтому, лирические певцы ос-
таются в тени "ревунов", рискующих сорвать свой голос. По моему опыту,
большинство членов жюри настолько некомпетентны, что у них даже нет
учеников, которые могли бы принять участие в конкурсах, которые они
проводят.
 
МОЛОДОЙ ГОЛОС
 
Как вы работаете с молодыми голосами, скажем до 15 лет?
Начинать развивать музыкальность у мальчиков и девочек нужно как можно
раньше. Для этого годится любой струнный инструмент типа скрипки, альта
или виолончели. Они дают ребенку представление о длинной, продолжи-
тельной, "смысловой" линии, а также о "вибрато", похожем на голосовое.
Фортепиано и гитара также хороши, поскольку они помогут в дальнейшем
при изучении гармонии, а кроме того могут оказаться полезными при
самостоятельном аккомпанировании. Естественно, любой инструмент дает
навыки по чтению с листа и ритмике. По мере того, как с возрастом голос
крепнет, развитая к этому моменту музыкальность только укрепляет
музыкальные способности ребенка.
Однако начинать занятия по вокалу нужно осторожно. Среди девочек
нередко встречаются такие таланты, которые в возрасте 10 лет могут легко
петь от низких G и А до D#, лежащей выше высокого С и даже еще выше.
И такой замечательный голос вполне можно сохранить, если относиться
к нему бережно, не утруждая, например, участием в конкурсах со стар-
шими, или в школьных мюзиклах, где требуется использование большего
количества воздуха и сильное напряжение связок.
У мальчиков переход от детского сопрано к появлению взрослого
мужского голоса может окончиться травмой. Она может произойти в
одночасье (за одну ночь) или в течение некоторого времени (октава
диапазона будет то появляться, то пропадать). Это неприятное, а иногда
(если у мальчика было красивое сопрано) и трагическое событие. Нет
никаких гарантий, что его голос обретет какой-либо устойчивый статус.
Если вы не обратитесь к опытному и терпеливому педагогу, то это будет
для вас очень трудный период. Чтобы помочь подростку сохранить по
возможности сбалансированную координацию во время ломки голоса его
нужно регулярно показывать специалисту.
Всегда существует опасность того, что молодой певец уцепится за
какую-либо часть появляющегося у него зрелого голоса и станет пере-
носить на него элементы контроля, которые он выработал до того как
начался процесс взросления. Часто эта ответственность ложится на
водителя хора, который просит мальчика вытянуть нижнюю G или A, в
попытке спеть басовую партию в ансамбле. Только потому, что детское
сопрано временно не может взять высокие ноты, считается что оно становится
басом. Когда это случается, он должен петь баритоном, перенеся
нижние ноты на октаву вверх, так как октавой ниже они сделают
вокальную партию очень трудной для нормального исполнения.
Всегда есть исключение, нарушающее существующие правила что
первые детские сопрано переходят в бас или баритон, а вторые - в тенор
Иногда детское сопрано немного углубляется и переходит в тенор или
мужской альт без видимых изменений. По моему опыту все детские голоса
работают по тем же принципам, что и взрослые.
 
Сейчас в большинстве городов происходит большое количество
детских вокальных представлений. Ваше мнение?
Дети с их неразвитыми голосами и недостатком зрелости, необходимой
для принятия решения, являются легкой добычей для недобросовестных
учителей пения, которые используют такие "представления" в качестве
приманки для потенциальных клиентов.
Детей заставляют форсировать голос, чтобы петь во взрослом диа-
пазоне или участвовать в таких шоу как «ANNIE». Это участие может оказать
разрушительный эффект на баланс «средней» части диапазона, который
все так стараются сохранить во время процесса ломки голоса. Очень редко
при подготовке таких детских представлений сохраняется баланс детских
голосов и используются тональности, способствующие их нормальному развитию.
 
Верите ли вы в лояльность студентов?
Абсолютно, в их веру в самих себя и в свои голоса. Если ваш голос дрожит,
смени учителя. Если мышцы под подбородком напряжены при пении
высоких нот, смени учителя. Если в вашем голосе отсутствует вибрато,
смени учителя. Если женщина поет головным голосом, и не может петь
грудным, ей нужно сменить учителя. Если мужчина поет грудным голосом
и не может петь головным, ему нужно сменить учителя.
Все вышеописанные случаи я отношу к студенческой лояльности, но
лояльности к здравому смыслу. Не должно быть лояльности к препо-
давателю, который за короткое время не добился с вами ощутимых
результатов. Если ученик не обладает вокальным талантом, то у него
просто не хватит смелости продолжать занятия.
 
ВОЗРАСТНОЙ ГОЛОС
 
Неизбежен ли процесс ослабления вашего голоса с возрастом?
Нет. Конечно, если вы используете технику пения в речевой позиции. С
возрастом ваш голос станет только лучше. Если при пении вы не будете
использовать чисто физические усилия, то не пострадает ни диапазон,
ни сила, ни качество звука. В противоположном случае, используемые
вами лишние мышцы начнут слабеть. В результате этого появится дро-
жание и другие характерные признаки изношенного голоса.
 
ЗДОРОВЬЕ И УХОД ЗА ГОЛОСОМ
 
Ваш голос не изолирован от остального тела. В процессе пения принимают
участие различные мускулы - будь то мышцы дыхательной системы или мышцы
самой гортани. При отсутствии физических упражнений или от плохого питания;
эти мышцы могут уставать, ослабевать или выходить из формы.
Общее здоровье организма является главным условием здоровья вашего
голоса. Чтобы голос функционировал с максимальной эффективностью,
необходимо чтобы максимально эффективно функционировал и весь ваш
организм.
Вы, как певец (певица), должны иметь распорядок дня, в который необ-
ходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по
поддержанию вашего организма в хорошем состоянии. Вы также должны
сохранять хорошую позу, избегать вредных певческих навыков, и других
факторов, способных нанести ущерб вашему голосу.
 
ВАША ПОЗА
 
Внутри позвоночника находится важнейшая сеть вашей центральной нервной
системы. С ее помощью мозг управляет каждым органом вашего тела.
Проходящий через позвоночник центральный нервный ствол делится на более
мелкие, а те в свою очередь на еще более мелкие, и так до тех пор, пока эта
сеть не достигнет каждого органа, включая и гортань.
Функцией нервной системы является передача сигналов от мозга к органам.
Если ваше тело располагается не правильно, эти сигналы ослабевают, либо
вообще прерываются. Это происходит потому, что нервы в позвоночнике
подвергаются излишнему давлению. Неправильная поза влияет не только на
физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче
воздуха к вашим голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих
от вашего мозга.
Голова, грудь (всегда расположенная высоко для полного и быстрого вдоха)
и таз благодаря вашему позвоночнику, располагаются друг над другом. Вы
должны стоять не скованно, а так, как удобно для пения. Если слишком скон-
центрироваться на позе, то она, возможно, будет работать против вас.
Изменения вашей основной позы могут быть очень эффективными при
работе в конкретных музыкальных стилях. Они могут помочь вам создать опре-
деленные настроения. Однако я не советую вам во время пения выходить из
своей основной позы до тех пор, пока вы уверенно не овладеете правильной
техникой пения.
 
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
 
Гортань впрочем как и другие органы вашего тела, состоит из живой ткани,
которая может быть подвержена травмам и болезням. Часто вы можете нанести
ущерб своему голосу, даже не подозревая об этом. Действия, которые вы пред-
принимаете, прямо или косвенно сказываются на здоровье вашего голоса. Они
могут оказать такой же вред, как и неправильные вокальные навыки.
 
АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ
 
Стимулирующие и успокаиваю-
щие средства, даже если они про-
писаны врачом, нарушают работу
вашей нервной системы, снижая
способность ваших связок к нор-
мальному функционированию.
 
КУРЕНИЕ
 
Кроме отрицательного влияния на мышечную и нервную систему, ока-
зываемого вредными химическими веществами, курение также высушивает
слизистую оболочку ваших связок. Без этой естественной защиты края ваших
связок могут свернуться, что затрудняет вибрацию и приводит к высвобождению
неиспользованного воздуха. И здесь не имеет значения, кто курит, вы или кто-
то находящийся рядом с вами.
ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ
 
Считается, что не следует принимать пищу перед занятиями вокалом. После
еды ваши движения замедляются, потому что энергия тела напрямую участвует
в процессе переваривания пищи. Это ослабляет внимание и координацию,
так необходимые вам во время репетиции или выступления. Кроме того излишняя
слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям.
 
ПОВРЕЖДЕНИЕ СВЯЗОК
 
Чрезмерное кашля-
ние, чихание, прочис-
тка горла, а также рез-
кие звуки, получае-
мые при помощи не-
ожиданного выброса
воздуха, могут при-
чинить боль и даже
повредить нежную
мышечную ткань ва-
ших связок.
 
СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ НЕ ПОМОГАЮТ
 
Аэрозоли таблетки, горячий чай и т.д. не сделают ваш голос лучше. Они
смогут только смягчить раздражение при простуде или пересохшем горле.
Большинство из них не оказывают никакого воздействия на связки, потому что
последние расположены вне предела их досягаемости. Но даже если бы эти
средства и могли добраться до связок, то они не решили бы стоящих перед
вашим голосом проблем.
 
НЕОБХОДИМ ЛИ ГОЛОСУ ОТДЫХ
 
При правильном использовании ваш голос не должен уставать. Однако, если
вы повредили его (в результате использования неправильной техники или чего-
то еще) то он начинает работать не так, как вам бы хотелось. Когда голос на-
чинает хрипеть, слабеть или им больно пользоваться, небольшой отдых поможет
вам избавиться от этих проблем. Но не думайте, что отдых и в дальнейшем
убережет вас от этих неприятностей. От них вы избавитесь только тогда, когда
устраните причину их возникновения - неправильное владение голосом.
 
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ
 
В случае, когда вы устали или испытали эмоциональный стресс, ваша мы-
шечная система не может функционировать должным образом. В таком со-
стоянии вы можете перенапрячь мышцы гортани и подключить к ним на помощь
ваши внешние мышцы.
 
ГОРМОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
 
У женщин естественные изменения их организма во время беременности,
климакса и даже менструаций вызывают утолщение тканей, в том числе и
голосовых связок. В эти периоды им следует соблюдать осторожность, потому
что связки не будут реагировать и двигаться также быстро, как это они делают
в обычной ситуации.
 
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
 
Многие факторы (не говоря уже о здоровье) могут оказать воздействие на
ваш голос. Пыль, испарения, смог, дым или другие субстанции, с которыми вы
вступаете в контакт, могут непосредственно повлиять на мышечную ткань ваших
связок, либо косвенно - через вашу нервную сист -
Перевод с английского
 
Vandroiy
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (часть 2)
Отвечает Сет Риггс, преподаватель техники пения в речевой позиции (Seth Riggs, США).
Часто задаваемые вопросы студентов: 

В этом разделе автор ответит на те вопросы, которые чаще всего возникают
у его учеников во время индивидуальных занятий, семинаров и мастер-классов,
посвященных проблемам вокальной техники.
 
 
 
ЗАНЯТИЯ
 
Как скоро при занятиях по вашей учебной программе я смогу легко
петь высокие ноты?
Немедленно, как только при использовании нашей методики вы избавитесь
от напряжения при звукоизвлечении в любой части вашего диапазона.
Вы должны быстро добраться до границ своего диапазона, чтобы не
"застрять" на каком-нибудь его участке.
 
Некоторые преподаватели говорят, что прежде чем расширять
диапазон вверх или вниз, сначала нужно поработать над его средней
частью.
Это очень популярная, но и очень вредная философия. Пение в средней
части вашего диапазона приковывает вас к вашему грудному голосу, не
давая представления о том, как происходит переход к головному голосу.
Вы должны выявить "участок срыва" (наиболее критичный переходный
участок вашего диапазона). Затем, установив, что он существует, вы
должны сделать так, чтобы он исчез. Концепция работы в первую очередь
над средней частью диапазона - это полная чушь. При нашей технике пе-
ния в речевой позиции не может быть неуправляемого давления ни в
верхней, ни в нижней части диапазона. Все звуки извлекаются легко, и
вы должны помнить об этом с самых первых занятий.
 
Какой уровень динамики вы рекомендуете для занятий?
Вы должны петь не громче mezzo forte. Не забывайте о том, зачем вы
делаете упражнения. Вы делаете их для того, чтобы установить правильный
баланс между выдыхаемым воздухом и вашими голосовыми связками
позволяющий вам петь в речевой позиции, и чтобы приучить вашу мы-
шеечную систему к этому балансу. При увеличении громкости, вы должны
петь так громко, как сможете, сохраняя баланс и нормальное вибрато.
Интенсивность или громкость звука придет тогда, когда мышечная коор-
динация позволит свободно извлекать звук.
 
Ваши упражнения не слишком отличаются от вокальных упраж-
нений которые встречаются в других книгах. Как вы это объясните?
А кто поручится за то, что вы делаете эти другие упражнения правильно
сбалансированным голосом? Если бы сбалансировать голос можно было
при помощи одних гамм, тогда вам не потребовался бы преподаватель.
Пели бы целый день одни гаммы и все.
Важно не то, что вы поете в упражнении, а как вы поете. Упражнение
должно помочь вам связать ваш голос во всем диапазоне, чтобы
преодолеть переходные участки. Соблюдая баланс в голосе, можно петь
практически любые упражнения.
Упражнения, в которых от вас требуется петь одни гласные, прежде
чем вы обрели координацию, чтобы петь их правильно, не смогут заставить
вашу гортань работать независимо от внешних мышц. Как только с какой-
то из нот возникает проблема, ваша мышечная система активизируется,
в попытке вытянуть эту ноту и исправить ее.
Конечно, таким образом, вы временно сможете добиться желаемого,
однако при этом вы только закрепляете вредные навыки, которые приводят
голос в напряженное состояние. Это не работа с голосом. Прежде
чем начать петь одни гласные, ваша гортань должна получить неза-
висимость от внешних мышц. В противном случае при пении высоких нот
эти мышцы будут напрягаться.
 
Следует ли делать упражнения на беглость?
Только после того, как сможете сбалансировать ваш звук. Нет ничего
хорошего в том, чтобы просто очень быстро пропевать упражнения. Не
следует делать упражнения быстро до тех пор, пока вы не будете в сос-
тоянии ясно петь каждую ноту в речевой позиции в умеренном темпе.
Иначе вы будете только слегка касаться нот, так что они не будут даже
различимы.
 
Сколько мне нужно заниматься?
Вы должны заниматься ровно столько, сколько вы выступаете, или даже
дольше. Правда это не одно и тоже. Выступление - это концентрация
ваших вокальных способностей, направленная на решение ваших
художественных задач по передаче слушателю ваших идеи и эмоции.
Регулярные занятия вокалом поддерживают ваш голос в эффективном
состоянии, так что любое отклонение от правильной техники легко
обнаруживается и сразу исправляется.
 
Когда не следует заниматься вокалом?
Тогда, когда вы простужены, утомлены и т.д., в общем когда что-то может
помешать вам правильно оценить ваши физические ощущения, с помощью
которых вы координируете ваш голос.
 
Как часто нужно брать уроки?
Это зависит от ваших способностей, и от той музыки, которую вы соби-
раетесь петь. Например, профессиональный оперный певец должен за-
ниматься с преподавателем один или два раза в неделю. Для начи-
нающего, или для того, кто впервые стал осваивать правильную технику,
требуется минимум два занятия в неделю. Такой график нужно сохранять
до тех пор, пока студент не освоит основы новой техники. Правда в за-
висимости от преподавателя и студента, количество занятий может быть
сокращено до одного или двух в неделю,
Преподаватель не должен ежедневно вести вас "на поводке", если
конечно, вы не столкнулись с проблемой, которую нужно решить немед-
ленно. Желательно, чтобы у вас было время на то, чтобы не только
совершать ошибки, но и на то, чтобы затем самостоятельно их исправлять.
В результате вы сможете обрести независимость от педагога. Вы должны
регулярно заниматься с преподавателем до тех пор, пока не сможете
пользоваться собственной техникой в своих целях. После этого вам
понадобятся только нечастые проверки. Одна пара ушей хорошо, а две -
лучше.
 
ПЕНИЕ НА РЕПЕТИЦИЯХ
 
Отличается ли пение на репетиции от пения во время выступления?
Да, особенно при разучивании нового материала. На репетициях все умные
певцы берегут свой голос для того, чтобы сохранять его в расслабленном
состоянии в потенциально стрессовой ситуации. Репетиции по своей
природе - это очень сложный процесс. При разучивании нот вам при-
ходится останавливаться и вновь начинать, контролировать высоту звука,
работать над его окраской и многое другое. При этом очень легко
вернуться к старым привычкам. Поэтому вы должны делать то, что обычно
называют "пропеванием контура мелодии". Вам следует петь негромко,
иногда даже опускать высокие ноты на октаву вниз, пока все не выучите,
и не поймете, что от вас требуется. Когда вы будете знать, что нужно
делать вашему голосу, ваша мышечная система при помощи правильной
техники будет только помогать вам петь нужные ноты.
 
ВОКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
 
Что вы думаете о вокальных конкурсах?
Конкурсы являются хорошей школой, они дают певцу престиж, внимание,
а иногда и первый контракт. Хотя многие из лучших певцов мира никогда
не выигрывали никаких конкурсов.
Для жюри главным критерием являются децибелы (громкость), а не
сбалансированная вокальная техника. Поэтому, лирические певцы ос-
таются в тени "ревунов", рискующих сорвать свой голос. По моему опыту,
большинство членов жюри настолько некомпетентны, что у них даже нет
учеников, которые могли бы принять участие в конкурсах, которые они
проводят.
 
МОЛОДОЙ ГОЛОС
 
Как вы работаете с молодыми голосами, скажем до 15 лет?
Начинать развивать музыкальность у мальчиков и девочек нужно как можно
раньше. Для этого годится любой струнный инструмент типа скрипки, альта
или виолончели. Они дают ребенку представление о длинной, продолжи-
тельной, "смысловой" линии, а также о "вибрато", похожем на голосовое.
Фортепиано и гитара также хороши, поскольку они помогут в дальнейшем
при изучении гармонии, а кроме того могут оказаться полезными при
самостоятельном аккомпанировании. Естественно, любой инструмент дает
навыки по чтению с листа и ритмике. По мере того, как с возрастом голос
крепнет, развитая к этому моменту музыкальность только укрепляет
музыкальные способности ребенка.
Однако начинать занятия по вокалу нужно осторожно. Среди девочек
нередко встречаются такие таланты, которые в возрасте 10 лет могут легко
петь от низких G и А до D#, лежащей выше высокого С и даже еще выше.
И такой замечательный голос вполне можно сохранить, если относиться
к нему бережно, не утруждая, например, участием в конкурсах со стар-
шими, или в школьных мюзиклах, где требуется использование большего
количества воздуха и сильное напряжение связок.
У мальчиков переход от детского сопрано к появлению взрослого
мужского голоса может окончиться травмой. Она может произойти в
одночасье (за одну ночь) или в течение некоторого времени (октава
диапазона будет то появляться, то пропадать). Это неприятное, а иногда
(если у мальчика было красивое сопрано) и трагическое событие. Нет
никаких гарантий, что его голос обретет какой-либо устойчивый статус.
Если вы не обратитесь к опытному и терпеливому педагогу, то это будет
для вас очень трудный период. Чтобы помочь подростку сохранить по
возможности сбалансированную координацию во время ломки голоса его
нужно регулярно показывать специалисту.
Всегда существует опасность того, что молодой певец уцепится за
какую-либо часть появляющегося у него зрелого голоса и станет пере-
носить на него элементы контроля, которые он выработал до того как
начался процесс взросления. Часто эта ответственность ложится на
водителя хора, который просит мальчика вытянуть нижнюю G или A, в
попытке спеть басовую партию в ансамбле. Только потому, что детское
сопрано временно не может взять высокие ноты, считается что оно становится
басом. Когда это случается, он должен петь баритоном, перенеся
нижние ноты на октаву вверх, так как октавой ниже они сделают
вокальную партию очень трудной для нормального исполнения.
Всегда есть исключение, нарушающее существующие правила что
первые детские сопрано переходят в бас или баритон, а вторые - в тенор
Иногда детское сопрано немного углубляется и переходит в тенор или
мужской альт без видимых изменений. По моему опыту все детские голоса
работают по тем же принципам, что и взрослые.
 
Сейчас в большинстве городов происходит большое количество
детских вокальных представлений. Ваше мнение?
Дети с их неразвитыми голосами и недостатком зрелости, необходимой
для принятия решения, являются легкой добычей для недобросовестных
учителей пения, которые используют такие "представления" в качестве
приманки для потенциальных клиентов.
Детей заставляют форсировать голос, чтобы петь во взрослом диа-
пазоне или участвовать в таких шоу как «ANNIE». Это участие может оказать
разрушительный эффект на баланс «средней» части диапазона, который
все так стараются сохранить во время процесса ломки голоса. Очень редко
при подготовке таких детских представлений сохраняется баланс детских
голосов и используются тональности, способствующие их нормальному развитию.
 
Верите ли вы в лояльность студентов?
Абсолютно, в их веру в самих себя и в свои голоса. Если ваш голос дрожит,
смени учителя. Если мышцы под подбородком напряжены при пении
высоких нот, смени учителя. Если в вашем голосе отсутствует вибрато,
смени учителя. Если женщина поет головным голосом, и не может петь
грудным, ей нужно сменить учителя. Если мужчина поет грудным голосом
и не может петь головным, ему нужно сменить учителя.
Все вышеописанные случаи я отношу к студенческой лояльности, но
лояльности к здравому смыслу. Не должно быть лояльности к препо-
давателю, который за короткое время не добился с вами ощутимых
результатов. Если ученик не обладает вокальным талантом, то у него
просто не хватит смелости продолжать занятия.
 
ВОЗРАСТНОЙ ГОЛОС
 
Неизбежен ли процесс ослабления вашего голоса с возрастом?
Нет. Конечно, если вы используете технику пения в речевой позиции. С
возрастом ваш голос станет только лучше. Если при пении вы не будете
использовать чисто физические усилия, то не пострадает ни диапазон,
ни сила, ни качество звука. В противоположном случае, используемые
вами лишние мышцы начнут слабеть. В результате этого появится дро-
жание и другие характерные признаки изношенного голоса.
 
ЗДОРОВЬЕ И УХОД ЗА ГОЛОСОМ
 
Ваш голос не изолирован от остального тела. В процессе пения принимают
участие различные мускулы - будь то мышцы дыхательной системы или мышцы
самой гортани. При отсутствии физических упражнений или от плохого питания;
эти мышцы могут уставать, ослабевать или выходить из формы.
Общее здоровье организма является главным условием здоровья вашего
голоса. Чтобы голос функционировал с максимальной эффективностью,
необходимо чтобы максимально эффективно функционировал и весь ваш
организм.
Вы, как певец (певица), должны иметь распорядок дня, в который необ-
ходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по
поддержанию вашего организма в хорошем состоянии. Вы также должны
сохранять хорошую позу, избегать вредных певческих навыков, и других
факторов, способных нанести ущерб вашему голосу.
 
ВАША ПОЗА
 
Внутри позвоночника находится важнейшая сеть вашей центральной нервной
системы. С ее помощью мозг управляет каждым органом вашего тела.
Проходящий через позвоночник центральный нервный ствол делится на более
мелкие, а те в свою очередь на еще более мелкие, и так до тех пор, пока эта
сеть не достигнет каждого органа, включая и гортань.
Функцией нервной системы является передача сигналов от мозга к органам.
Если ваше тело располагается не правильно, эти сигналы ослабевают, либо
вообще прерываются. Это происходит потому, что нервы в позвоночнике
подвергаются излишнему давлению. Неправильная поза влияет не только на
физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче
воздуха к вашим голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих
от вашего мозга.
Голова, грудь (всегда расположенная высоко для полного и быстрого вдоха)
и таз благодаря вашему позвоночнику, располагаются друг над другом. Вы
должны стоять не скованно, а так, как удобно для пения. Если слишком скон-
центрироваться на позе, то она, возможно, будет работать против вас.
Изменения вашей основной позы могут быть очень эффективными при
работе в конкретных музыкальных стилях. Они могут помочь вам создать опре-
деленные настроения. Однако я не советую вам во время пения выходить из
своей основной позы до тех пор, пока вы уверенно не овладеете правильной
техникой пения.
 
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
 
Гортань впрочем как и другие органы вашего тела, состоит из живой ткани,
которая может быть подвержена травмам и болезням. Часто вы можете нанести
ущерб своему голосу, даже не подозревая об этом. Действия, которые вы пред-
принимаете, прямо или косвенно сказываются на здоровье вашего голоса. Они
могут оказать такой же вред, как и неправильные вокальные навыки.
 
АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ
 
Стимулирующие и успокаиваю-
щие средства, даже если они про-
писаны врачом, нарушают работу
вашей нервной системы, снижая
способность ваших связок к нор-
мальному функционированию.
 
КУРЕНИЕ
 
Кроме отрицательного влияния на мышечную и нервную систему, ока-
зываемого вредными химическими веществами, курение также высушивает
слизистую оболочку ваших связок. Без этой естественной защиты края ваших
связок могут свернуться, что затрудняет вибрацию и приводит к высвобождению
неиспользованного воздуха. И здесь не имеет значения, кто курит, вы или кто-
то находящийся рядом с вами.
ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ
 
Считается, что не следует принимать пищу перед занятиями вокалом. После
еды ваши движения замедляются, потому что энергия тела напрямую участвует
в процессе переваривания пищи. Это ослабляет внимание и координацию,
так необходимые вам во время репетиции или выступления. Кроме того излишняя
слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям.
 
ПОВРЕЖДЕНИЕ СВЯЗОК
 
Чрезмерное кашля-
ние, чихание, прочис-
тка горла, а также рез-
кие звуки, получае-
мые при помощи не-
ожиданного выброса
воздуха, могут при-
чинить боль и даже
повредить нежную
мышечную ткань ва-
ших связок.
 
СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ НЕ ПОМОГАЮТ
 
Аэрозоли таблетки, горячий чай и т.д. не сделают ваш голос лучше. Они
смогут только смягчить раздражение при простуде или пересохшем горле.
Большинство из них не оказывают никакого воздействия на связки, потому что
последние расположены вне предела их досягаемости. Но даже если бы эти
средства и могли добраться до связок, то они не решили бы стоящих перед
вашим голосом проблем.
 
НЕОБХОДИМ ЛИ ГОЛОСУ ОТДЫХ
 
При правильном использовании ваш голос не должен уставать. Однако, если
вы повредили его (в результате использования неправильной техники или чего-
то еще) то он начинает работать не так, как вам бы хотелось. Когда голос на-
чинает хрипеть, слабеть или им больно пользоваться, небольшой отдых поможет
вам избавиться от этих проблем. Но не думайте, что отдых и в дальнейшем
убережет вас от этих неприятностей. От них вы избавитесь только тогда, когда
устраните причину их возникновения - неправильное владение голосом.
 
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ
 
В случае, когда вы устали или испытали эмоциональный стресс, ваша мы-
шечная система не может функционировать должным образом. В таком со-
стоянии вы можете перенапрячь мышцы гортани и подключить к ним на помощь
ваши внешние мышцы.
 
ГОРМОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
 
У женщин естественные изменения их организма во время беременности,
климакса и даже менструаций вызывают утолщение тканей, в том числе и
голосовых связок. В эти периоды им следует соблюдать осторожность, потому
что связки не будут реагировать и двигаться также быстро, как это они делают
в обычной ситуации.
 
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
 
Многие факторы (не говоря уже о здоровье) могут оказать воздействие на
ваш голос. Пыль, испарения, смог, дым или другие субстанции, с которыми вы
вступаете в контакт, могут непосредственно повлиять на мышечную ткань ваших
связок, либо косвенно - через вашу нервную систему.
 
 
 
Перевод с английского
 
Jesus
2Vandroiy
А у тебя упражнений с примерами нету? Если есть, то выкладывай тоже.
И... спасибо
Vandroiy
Эту книгу можно заказать, поищи в интернет, с аудио приложением.
Я сомневаюсь, что ты будешь лучше петь, благодаря ней, но ещё что-то выложу.
Jesus
QUOTE(Vandroiy @ Jan 30 2005, 23:57)
Я сомневаюсь, что ты будешь лучше петь, благодаря ней, но ещё что-то выложу.
[right][snapback]3699[/snapback][/right]


Это потому что в ней нет ничего полезного, или это я такой бездарный?
Vandroiy
Потому что ты бездарный.
Jesus
QUOTE(Vandroiy @ Jan 30 2005, 23:57)
Эту книгу можно заказать, поищи в интернет, с аудио приложением.
Я сомневаюсь, что ты будешь лучше петь, благодаря ней, но ещё что-то выложу.
[right][snapback]3699[/snapback][/right]


В принципе можешь уже не выкладывать, т.к. я её уже приобрёл.
Так почему ты сомневаешся, что я не буду лучше петь благодаря ей?
Dark Sol
QUOTE(Vandroiy @ Feb 1 2005, 01:11)
Потому что ты бездарный.
[right][snapback]3724[/snapback][/right]



Vandroiy
Дс заткнись =)
Vandroiy
Сайт с упражнениями, которые я тут рекламировал, лучше, чем школа Риггса.
http://www.goodrichvocal.com/
Именно, что касается начинающих
Jesus
А ты знаешь, школа мне понравилась. Я ещё пока не приступал к практическим упражнениям, но классно что Риггс объясняет всё с научной точки зрения: возникновение звука и т.д. Я уже на многое стал смотреть по другому. Мне к примеру раньше было не понятно почему высокие ноты называют головными( для меня они боли), а низкие грудными.

Пока ничего не могу сказать о приведенных в ней упражнениях, но введение было убедительным. Советую всем!
Vandroiy
ничего не знаю, но советую.Хорошо
ada
Подскажите пожалуйста,в Москве есть школы,обучающие по Сету Риггсу?
Vandroiy
Да, есть. А чем он тебя заинтересовал? Просто, я еще не встречал профессионального певца, который одобряет его школу.
Jesus
QUOTE(Vandroiy @ Oct 27 2006, 17:02)
Да, есть. А чем он тебя заинтересовал? Просто, я еще не встречал профессионального певца, который одобряет его школу.
[right][snapback]19888[/snapback][/right]


А я встречал. Басист из моей группы, который учится в консе на вокальном отделении, сказал что школа неплохая!
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.